Get Adobe Flash player

Кабинет психолога

Кривлянье

Даше скоро семь лет. У нее появилась отвратительная привычка дразнить всех в семье. При этом она гримасничает и кривляется, строит рожи. Ей кажется, что она удачно изображает жесты и мимику окружающих. Это очень неприятно и все обижаются. Никакие уговоры не помогают. Такая неблагодарность, даже плакать хочется! Но может это проявление какой-то болезни?

Он паясничает и разыгрывает и дома, и в детском саду целые спектакли. Как такое странное поведение исправить? Излечить ребенка от шутовства не помогают ни наказания, ни уговоры, ни насмешки; ребенок никому не дает покоя.

Где ключ к этой загадке?

Кривлянье — вовсе не игра. Шекспир писал, что наша жизнь — театр, а люди в ней актеры, но превращение всей жизни в цирк, а ребёнка в клоуна — это не по Шекспиру. Может быть, дети хотят развеселить нас и сделать нашу жизнь немного радостнее и веселее? Или причина совершенно в другом, и детьми движут не столь благородные порывы.

Придется провести небольшое детективное расследование.

krivlakaНаблюдения психологов говорят о том, что показное паясничанье может быть вызвано повышенной потребностью добиться от окружающих оценки, удивления, внимания или расположения. Кривляющийся ребенок из эгоистического желания быть центром группы привлекает к себе внимание. Он стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, все должны заниматься только его персоной. А это означает ни что иное, как очередной каприз или хоть. По-другому привлечь к себе внимание такой ребенок не может

Маленький человек перед взрослыми и сверстниками вытворяет уму непостижимое: то разыгрывает из себя несмышленыша, то совершает героические поступки на удивление окружающим, то дразнит всех подряд

А причина шутовства в том, что ребенок интуитивно чувствует, что не хватает качеств, которые в данном возрасте должны быть и у других детей.

Привычка через шутовство и кривлянье удовлетворять потребность в любви и внимании имеет свои причины, но более глубокие и скрытые

2. Прежде всего кривлянье — это внутренняя неудовлетворенность и неуверенность ребенка в себе. Паясничанье служит компенсацией за неуклюжесть, полноту или физическую слабость; или за недостаток уменья в играх; или за неумение наладить дружеские отношения и войти в коллектив ровесников.

Я наказал внука, но вместо раскаяния и стыда он вдруг начал дразнить меня. От неожиданности и обиды я поставил его в угол, а сам просто ушел в другую комнату.

О чем сообщает нам поведение этого мальчика? Не больше не меньше, как о том, что дед и внук не ладят друг с другом. Может быть, наказание было несправедливым или ребенок не понял, за что наказан. Он протестует, он бы и рад все исправить, но не знает, как. Возникает чувство неуверенности. Но взрослый не понял ребенка, и проблема осталась нерешенной.

3. Разыгрывание спектаклей и паясничанье типичная черта детей эмоционально неудовлетворенных в семье. Детям не хватает внимания и доброго отношения, которых они ищут и добиваются любым путем. Почему же малыши считают, что они обделены вниманием взрослых: родителей, воспитателей, учителей? Видимо, что с их точки зрения кому-то этого внимания достается значительно больше.

Типичный случай — рождение брата или сестры. Бывший наследный принц чувствует себя сброшенным с трона. Если мы, взрослые, не замечаем ревность старшего ребенка или замечаем только его ее, то дефицит внимания у малыша становится хроническим. Кривлянье выбирается ребенком, как наиболее эффективный способ привлечения к себе внимания и интереса взрослых.

События в жизни ребенка кажутся нам малозначительными, если мы, взрослые, погружены в свои проблемы, суету и текучку забот. В нашей жизни нет времени и сил на малыша, и он, застав нас любым способом экстренно обратить внимание на свою персону Ребенок привыкает к тому, что мы обращаем на него внимание, только тогда, когда он начинает кривляться.

4.   Единственная разученная роль — маленький шут.

Бывает, что клоунаду начинают дети, которые были окружены вниманием и симпатией взрослых сверх меры. К ним долго относились как к маленьким, не давали проявить самостоятельность и не могли налюбоваться на милые ребяческие проделки. Таяли от их шалостей и не: позволяли играть более взрослую общественную роль.

Взрослые долгое время навязывали ребенку роль славного домашнего шута. Малыш вошел в эту роль и сжился с ней, воспринял ее, как свое предназначение, а вот изменить свою роль он не умеет и не знает, как это сделать.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЕНЬКОМУ КРИВЛЯКЕ?

Чтобы избавиться от вредной привычки, которая может перерасти в черту характера, следует позаботиться об эмоциональном благополучии ребенка. Пусть беспокойство и ревность ребенка безосновательны, но эти чувства живут в сознании маленького человечка и направляют его поведение. От кривлянья обязательно нужно избавиться. Знание особенностей своего ребенка и анализ ситуации — помогут вам выбрать нужную тактику.

Первая тактика

Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах. Дайте ему возможность одерживать маленькие победы.

ТЫ:

• сам застелил постель;

• красиво нарисовал картинку;

• перепрыгнул огромную лужу;

• сумел сложить свои книжки;

• не забыл полить цветы;

• покачал сестренку в коляске. Ты — молодец!

Все, что ребенок делает сообразно своему возрасту, мы воспринимаем с интересом и вниманием: признаем, хвалим, оцениваем, и тем самым усиливаем стремление ребенка к правильному поведению. Заслуженная похвала никогда не бывает вредной.

Мы подскажем ребенку, как он может реализовать себя в целом ряде дел, которые оценят другие дети и взрослые, например: коллекционирование; спортивные игры; необычное умение; интересные знания о динозаврах или звездах, о планетах или стихийных бедствиях, о животных или птицах...

Подскажем и чуть-чуть поможем. Вот те средства, которыми мы

можем усилить уверенность ребенка.

Важно укрепить в ребенке сознание того, что он многое умеет и это хорошо. Или только учится и очень старается, а значит, все получится. Что в семье с ним считаются как с полноправным членом; родители любят его, и что на свою семью он всегда может положиться.

Вторая тактика

Вторая тактика дополняет первую. Нежелательное кривлянье пройдёт, если мы не будем усиливать и поддерживать его вниманием.

Любое шутовство всегда должно оставаться без отклика. Детей-кривляк бесполезно наказывать. Ведь наказание — тоже отклик, а потому не должно быть никакой брани, никаких наказаний. Они не эффективны.

В сознании ребенка наказание служит еще одним доказательством несправедливого к нему отношения. А значит, борьба и протест в виде обезьянничанья только усилятся.

Лучше постоянно, спокойно, всем своим видом показывать ребенку, что паясничанье -  недостойное занятие, что это признак ребячества, которое вам не нравится.

Упреки? Вечный спутник нашего недовольства ребенком. Если уж вы решите упрекнуть маленького кривляку, то только с глазу на глаз.

Публичные упреки он может воспринять, как успех и интерес к его кривляниям.

Врачевать можно только добром.

Не забывайте об этом, особенно когда речь идет о самом дорогом в жизни — о наших детях.

Поиск

Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 96 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сайт

Наш обновленный сайт уже запущен в работу. Постепенно мы наполняем его рабочими материалами.

Мы стремимся быть максимально полезными и прилагаем все свои усилия, чтобы донести информацию о жизни нашего центра в самом полном и интересном формате. Мы открыты для сотрудничества и ждем вас на страницах сайта и на наших мероприятиях.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Е

Н

И

Я