Get Adobe Flash player

Кабинет психолога

Откуда берутся страхи?

Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрёл социально опосредованный характер и стал выражать всё психологически более тонкую гамму нравственно – этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях развития, ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается животных. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а дядя только и ждёт, чтобы забрать согласно угрозам родителей. Эгоцентрические страхи, основанные на инстинкте самосохранения, с возрастом дополняются социальными страхами, затрагивающими жизнь и благополучие самого ребёнка и близких ему людей.

Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в раннем дошкольном возрасте -  страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6 – 8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов.

Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития ребёнка и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование его личности.

Рассмотрим более подробно социальные предпосылки, которые способствуют формированию страхов у ребёнка.

Недостаточная двигательная, игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь детей и приводит к чрезмерно ранней интеллектуализации их психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общения с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери.

Беспокойство эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу. Эти матери испытывают постоянные внутренние противоречия из-за борьбы мотивов, желания сразу успеть «на двух фронтах». Они рано отдают детей в детские дошкольные учреждения, на попечение бабушек и дедушек, нянь, при этом, не учитывая эмоциональные запросы ребенка.

Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувства долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые не устраивают их, например, в отношении пола или темперамента, или характера. У гиперсоциализированных матерей забота – это главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, выполняющему роль, своего рода, ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно эмоциональное, теплое и нежное отношения матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.

Дети дошкольники очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто сорятся, ругаются, то число страхов выше. Заслуживающим внимание фактом является обнаружение у детей дошкольников из конфликтных семей более частых страхов животных, стихии, заболевания и смерти, а также страхов кошмарных снов, родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи. Как у девочек, так и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 5 – 7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пола: то есть мальчики хотят быть похожими на авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки хотят быть похожими на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками того же пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов скорее будет зависеть от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матери.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, как эпицентр родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребенок находится в более тесном эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. В результате у детей возникают внушенные, часто необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанными кем-то. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей и передаваться детям в процессе непосредственного общения с детьми. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов у детей всегда выше, при наличии их у родителей, особенно если имеются общие свойства высшей нервной деятельности, а также когда родители пользуются у детей авторитетом и между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передается детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям в навязываемой им системе ценностных ориентаций.

Поиск

Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 129 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Сайт

Наш обновленный сайт уже запущен в работу. Постепенно мы наполняем его рабочими материалами.

Мы стремимся быть максимально полезными и прилагаем все свои усилия, чтобы донести информацию о жизни нашего центра в самом полном и интересном формате. Мы открыты для сотрудничества и ждем вас на страницах сайта и на наших мероприятиях.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Е

Н

И

Я