Get Adobe Flash player

Кабинет психолога

Внимание - ребенок левша!

В возникновении и происхождении леворукости так много тайн, неизвестного и непознанного, что говорить о леворуких как об однородной группе с какими – то определёнными и характерными чертами довольно трудно.

Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, а отражение определённой межполушарной ассиметрии - отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Можно выделить несколько типов леворукости в зависимости от особенностей межполушарной ассиметрии:

Леворукие дети, у которых центр речи находится в левом полушарии,

Леворукие дети, у которых центр речи – в правом полушарии,

Леворукие дети, у которых центры речи расположены в обоих полушариях.

Причины возникновения леворукости могут быть различны – наследственность и так называемый родовой стресс.

Понятно, что причины происхождения леворукости и особенности межполушарной ассиметрии будут проявляться и в высших психических функциях, и соответственно будут влиять на развитие ребёнка, его поведение и адаптацию к внешней среде.levsha 1

Антону 7,5 лет, он заканчивает первый класс, радуется предстоящим каникулам, но не очень доволен своими школьными успехами.

Мальчик дружелюбен, контактен, с удовольствием отвечает на вопросы. Антон, как он сам говорит, потомственный левша: у него леворукие папа и дедушка.

В развитии Антона до школы отклонений не было: он рано начал ходить и говорить, лет с трёх охотно и много рисует (сейчас учится в художественной школе), с удовольствием общается со сверстниками. Однако, по словам мамы, мальчик всегда был очень возбудимым и чувствительным.

Антон очень хотел в школу, но, по – видимому, побаивался и поэтому «проигрывал» со взрослыми различные варианты – как он войдёт, где его посадят, что нужно сказать и т.п.

Первое время в школе очень уставал: приходил домой и ложился спать, потом привык к школьному режиму. И всё вроде бы нормально – учительница довольна, родители не требуют «пятёрок», но к концу учебного года Антон стал как – то болезненно реагировать на то, что у него что-то не получается, стал нервничать.

Скорее всего, Антон просто устал, ведь первый год в школе оказался для него очень трудным. К счастью, не только родители, но и учитель тонко чувствуют состояние мальчика, умеют найти к нему подход, учитывают личностные особенности (возбудимость, повышенную эмоциональность).

Саша тоже левша, он учится в одном классе с Антоном. Внимательная и тактичная Елена Сергеевна – учительница мальчиков, замечает: «Левша – левше – рознь. Если с Антоном почти нет проблем, то с Сашей -   очень много. Саша неусидчив, невнимателен, очень беспокоен. Устаёт как – то резко, сразу отключается, начинает вертеться и мешать другим детям. Успокоить его, привлечь внимание можно только непосредственным обращением, интересным заданием, но иногда все усилия безуспешны. Из учебных предметов труднее всего даётся чтение и письмо. Действительно, буквы в тетради «пляшут» в разные стороны, «заезжают» то за верхнюю, то за нижнюю строку, есть оптические ошибки при написании букв, зеркальное письмо отдельных частей слова.

Тестирование показало, что у мальчика имеются значительные нарушения зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации.

От мамы узнаём о тяжёлой беременности: токсикоз, отёки, угроза выкидыша. Родился мальчик с большим весом, сразу не закричал, кормить принесли только на третий день. Пошёл рано, а вот говорить начал только после трёх лет. В детском саду воспитатели постоянно жаловались родителям на то, что Саша очень подвижен, хулиганит.

К сожалению, дома до школы с Сашей никто не занимался, в детском саду, по – видимому, тоже не уделяли достаточного внимания речевому и моторному развитию. Сейчас речь идёт о дублировании программы первого класса.

Исследователи, изучающие особенности развития леворуких детей, подчёркивают, что эти дети требуют особого внимания, рассматривая левшей как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения.

Период адаптации к школе продолжителен по времени – 4-6 недель. В этот период для леворукого ребёнка трудно всё: быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, сидеть в относительно неподвижной позе, общаться с незнакомыми детьми.

Есть особенности развития леворуких детей, которые должны учитываться в процессе обучения. Это, прежде всего, лучшее опознание словесных стимулов, чем зрительных (схемы, модули). Недостаточность или нарушения наглядно – образного мышления, зрительного аналитического и пространственного восприятия, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость (выраженные в большей или меньшей степени) характерны для многих леворуких детей. Особенно трудно для левшей мысленное манипулирование и планирование.

Хотелось бы подчеркнуть, что категорией риска является не леворукость как таковая, а те нарушения или отклонения в развитии конкретного леворукого ребёнка, которые и могут вызвать трудности в процессе обучения и адаптации к школе.

levsha 2

Рекомендуем расположить тетрадь для

леворукого ребёнка так, чтобы верхний

левый угол был напротив груди.

levsha 3 Правильное положение руки при письме.
levsha 4

Инвертированное положение руки при письме.

Так обычно держат ручку дети,

у которых есть трудности зрительно –

моторной координации.

Поиск

Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 95 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сайт

Наш обновленный сайт уже запущен в работу. Постепенно мы наполняем его рабочими материалами.

Мы стремимся быть максимально полезными и прилагаем все свои усилия, чтобы донести информацию о жизни нашего центра в самом полном и интересном формате. Мы открыты для сотрудничества и ждем вас на страницах сайта и на наших мероприятиях.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Е

Н

И

Я