Get Adobe Flash player

Кабинет психолога

Психологическая готовность к школе

Оленька очень жизнерадостная и любознательная девчушка. В феврале ей исполнилось 6 лет, и мама уже решила, что осенью девочка непременно пойдёт в школу. На мой вопрос: «Почему так рано?», - мама восклицает: «А что ей делать в детском саду? Ей там уже не интересно: читать она умеет, считает до 100, складывает и вычитает в пределах 10.» По мнению мамы, все вышеперечисленные умения – это главный критерий готовности к школе. Но мама, не видит или не хочет видеть, что игра остаётся ведущей деятельностью для девочки, что ребёнок устаёт уже после 20 минут целенаправленных занятий, что некоторые задания девочка может выполнять только после индивидуального объяснения педагогом.

«О, значит ей просто неинтересно, если нравится что-то делать, то она выполняет задание очень быстро», - замечает мама и, сама того не подозревая, указывает на психологическую неготовность своего ребёнка к школе.

Через 7 месяцев мама приводит Оленьку на консультацию: потухший взгляд у девочки, растерянный – у мамы.

 - Не хочет ходить в школу, капризничает, уроки сама не может делать, только вместе со мной, вот и сидим за уроками по 3 часа. Учительница жалуется на невнимательность.

А ещё, как выяснилось в процессе беседы, Оленька стала чаще болеть, боится оставаться дома одна.

Всего этого можно было бы избежать, если бы мама подождала год.

К сожалению, многие родители в силу амбиций или устоявшейся традиции (все идут в школу в 7 лет -  и мой пойдёт, чтобы там ни было) или просто безответственности (авось всё обойдётся) не хотят видеть, что ребёнок ещё «не дозрел» до обучения в школе.

Не секрет, что общеобразовательная школа может обучать не всех детей, а только тех, у которых, сформированы определённые психологические качества – учёные называют это психологической готовностью к школе.

В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые критерии психологической готовности к школе.

Развитие психосоциальной зрелости.

1. Важную роль в успешной адаптации к школьной жизни играет уровень сформированности произвольности психических процессов: (восприятия, внимания, памяти, мышления). То есть будущий школьник должен быть способен организовать свою психическую деятельность и направить её в соответствии с поставленной задачей.

 Умение проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени - важная предпосылка для успешного обучения. Ведь в школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины.

2. Умение анализировать и оценивать свою работу и поведение.

Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который базируется на адекватной оценке своих действий и возможностей. Очень важно научить ребёнка самому определять, что у него получилось, а что -  нет в процессе выполнения задания. Учить анализировать, почему не получилось и что нужно сделать, чтобы успешно справиться с заданием. Данные умения позволяют ребёнку адекватно воспринимать самого себя и результаты своего труда, а это в свою очередь даёт возможность соответственно ситуации реагировать на оценку со стороны взрослого.

3. Умение подчинять свои действия определённому правилу.

Школа – это общественный институт, в котором действуют определённые законы и правила. И в зависимости от того, умеет ли ребёнок понимать, с какой целью созданы данные правила и принимать установленный порядок, зависит его способность к адаптации в новых условиях и успешность обучения.

Умение подчиняться установленным правилам успешно развивается в различных групповых играх: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных.

4. Ещё одной актуальной проблемой психосоциальной готовности к школе является сформированность у первоклассника качеств, позволяющих адекватно взаимодействовать со сверстниками. Умение самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать своё мнение, проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников позволяет ребёнку успешно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.

Кроме того, исследования психологов показали, что способность к общению со сверстниками тесно связана с таким компонентом учебной деятельности как учебное действие: ребёнок, владеющий различными способами коммуникации, имеет возможность перенести это умение и на учебное действие, т.е. посмотреть на учебную задачу с различных точек зрения. А ученик, центрированный на одном способе взаимодействия -  не зависимо от ситуации, -  к сожалению, действует аналогично и по отношению к учебной задаче.

5. Учебная мотивация. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л.И. Божович) – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

     Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни?

     «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учиться, он мой друг…». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы.

Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением.  «Хочу учиться, чтобы как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником – совсем другое. Это уже осознаваемая ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания будущего ученика и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.

     Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.

Психологическая готовность к школе – это целостное образование. Отставание в развитии одного компонента влечёт за собой отставание или искажение в формировании других психологических функций и, следовательно, отражается на развитии личности в целом.

 

Статью подготовила

 Дубова Н.В.

Поиск

Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 62 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сайт

Наш обновленный сайт уже запущен в работу. Постепенно мы наполняем его рабочими материалами.

Мы стремимся быть максимально полезными и прилагаем все свои усилия, чтобы донести информацию о жизни нашего центра в самом полном и интересном формате. Мы открыты для сотрудничества и ждем вас на страницах сайта и на наших мероприятиях.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Е

Н

И

Я