Get Adobe Flash player

Кабинет психолога

Что такое «готовность к школьному обучению»?

k shkoleНе секрет, что современная школа предъявляет к первоклассникам определённые требования, соответствие которым обеспечивает адаптацию и необходимое усвоение учебного материала.

Что же должен знать и уметь ребёнок, чтобы успешно обучаться в средней российской школе?

Многие родители и учителя убеждены, что достаточно обучить ребёнка считать и писать, и беспроблемная школьная жизнь ребёнку обеспечена. Однако, можно уметь делать всё вышеперечисленное, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Следовательно, при поступлении в школу, никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счёт. Владея данными навыками, ребёнок может не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, необходимых для обучения в школе.

Наиважнейшим показателем готовности к школьному обучению является наличие у ребёнка произвольного поведения:

  • умение подчиняться правилам игры,
  • ответственность и самоконтроль при выполнении учебных заданий,
  • когда «надо» становится внутренней инстанцией поведения ребёнка.

Переход к системе школьного образования – это переход к усвоению научных понятий. Ведь обучение в школе – это обучение определённым общим правилам, методам, принципам и закономерностям. Уже в первом классе даются общие правила анализа и систематизации, и эти правила должны быть не просто выучены, а поняты и усвоены. Учителям знакома ситуация, когда ребёнок замечательно рассказывает правило, но не может его применить практически. В чём же дело? Когда ребёнок выучивает правило или формулу, то сначала они являются для него просто набором слов или знаков, а для того чтобы осмыслить, что за ними стоит, ученику необходимо мыслить в понятиях.

Отечественный учёный Л. С. Выготский выделял житейские и научные понятия, которые движутся как бы навстречу друг другу, «прорастают» друг в друге.

Житейские понятия формируются в личностном опыте ребёнка, следовательно, чем, разнообразнее деятельность ребёнка, чем активнее он познаёт окружающий мир, тем больше понятийных образований (но не структур) в его арсенале. Научные же понятия необходимо формировать целенаправленно.

В исследованиях, проведённых под руководством П. Я. Гальперина. Выявился яркий факт: у детей 5-6 лет можно сформировать понятия, которые опережают время своего спонтанного возникновения на 4-5 лет. При этом качественные изменения происходят не только в области интеллекта, но и в развитии памяти, воображения, речи.

Для успешного обучения в школе необходим так же определённый уровень развития речи.

Большая часть информации на уроке подаётся в устной форме, и для того, чтобы понять и запомнить эту информацию, ребёнок должен владеть достаточным словарным запасом и уметь грамматически правильно строить предложения, основываясь на понимании (хотя бы интуитивном) общих закономерностей построения речи.

Для успешного освоения навыка письма ребёнку необходимо иметь целый набор хорошо развитых базовых функций:

  • мелкая моторика;
  • зрительное восприятие (синтез и анализ составляющих элементов);
  • зрительно – моторная координация.

Если ребёнок, сравнивая картинки, самостоятельно не может найти недостающие элементы на одной из них, возможно, у него плохо развито зрительное восприятие (анализ и синтез составляющих элементов). В этом случае лучше проконсультироваться у опытного психолога или логопеда, чтобы получить рекомендации по подготовке ребёнка к обучению письму по специальной программе.

Дети, которые «не любят» рисовать и раскрашивать (делают это медленно и не аккуратно), скорее всего, имеют задержку в развитии моторных функций. Таким детям родители могут помочь самостоятельно, привлекая к деятельности, связанной с работой кисти руки: лепка, шнуровка, раскрашивание, конструирование мелкой мозаикой и т.д.

Ребёнок, не справляющийся с заданиями, связанными со срисовыванием с образца, возможно, имеет нарушения зрительно – моторной координации, что чаще всего связано с отклонениями в деятельности мозга. Настоятельно рекомендуем родителям, обнаружившим вышеуказанные нарушения, обратиться за помощью к врачу психоневрологу или опытному психологу, имеющему специальный психологический инструментарий для косвенного выявления данных нарушений и получить рекомендации по дальнейшему развитию ребёнка.

К сожалению, многие родители спохватываются и начинают решать проблему подготовки ребёнка к школе слишком поздно, в лучшем случае за один год до поступления в школу, не понимая, что развитие ребёнка – это длительный и целенаправленный процесс, начинать который необходимо как можно раньше.

Для того чтобы понять, как развивается ребёнок, на что необходимо обратить особое внимание, нужно обратиться к опытному психологу и пройти тестирование, которое выявит особенности развития ребёнка. Провести диагностику необходимо минимум за один год до поступления в школу, чтобы была возможность коррекции развития ребёнка.

Поиск

Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 91 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сайт

Наш обновленный сайт уже запущен в работу. Постепенно мы наполняем его рабочими материалами.

Мы стремимся быть максимально полезными и прилагаем все свои усилия, чтобы донести информацию о жизни нашего центра в самом полном и интересном формате. Мы открыты для сотрудничества и ждем вас на страницах сайта и на наших мероприятиях.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Е

Н

И

Я