Get Adobe Flash player

Кабинет психолога

Кризис 3-х лет

Ох уж эти трёхлетки!

Сколько внимания, терпения и мудрости требуется от родителей, чтобы понять, что происходит с их трёхлетними малышами, и вовремя поддержать.

Заметки психолога.

В игровой комнате родители детей трёх лет готовятся к занятию по художественному творчеству, и я, чтобы не мешать, выхожу в приёмную. Вдруг слышу рёв (именно рёв – по-другому и не скажешь) и, вернувшись, наблюдаю такую картину: один из детей, громко плача, не пускает свою маму на скамеечку рядом с собой, и, захлёбываясь слезами, кричит:

- Я буду сидеть один! Я буду сидеть один!

Предлагаю маме сесть на другую скамеечку рядом с ребёнком. Но мама, упрямо отвоёвывая место, с недоумением глядя на меня, возмущённо восклицает:

- Почему это я должна ему уступать?!

Закончено занятие с детьми трёх лет, и малыши вместе с родителями выходят в приёмную одеваться. В это время приёмная комната напоминает поле битвы.

- Иди сюда, я тебя быстро одену, - кричит одна из мам.

- Я сам, - и малыш упрямо тащит куртку в другой угол, подальше от разгневанной родительницы.

А с другой стороны, потерявший терпение отец уже раздаёт затрещины «непослушному» сыну, который, самостоятельно надев папины сапоги, разгуливает по коридору.

Ох уж эти трёхлетки!

Сколько внимания, терпения и мудрости требуется от родителей, чтобы понять, что происходит с их трёхлетними малышами, и вовремя поддержать.

Ведь 3 года – это очень важный период в развитии ребёнка. Психологи называют возраст трёх лет - кризисным. Впервые знаменитый кризис трёх лет был описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Она выделила несколько важных симптомов этого кризиса.

1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отно­шением одного человека к другому человеку. Ребенок отка­зывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Уп­рямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест про­тив порядков, которые существуют дома.

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис пер­вого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о само­стоятельности намерения, замысла.

5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, ког­да мать услышала от ребенка: "дура".

6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с роди­телями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружаю­щими, в постоянном конфликте с ними"

7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по от­ношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Кризис трёх лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребёнком и взрослым. Феномен «я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребёнка от взрослого человека.

У детей начинает формироваться воля. Когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны любящих взрослых, особенно в конфликтных ситуациях. Наиболее приемлемая реакция взрослых – похвалить ребёнка за правильное поведение. Кроме того, свою поддержку и понимание родители могут продемонстрировать, если объяснят ребёнку причину его неудачи или огорчения, помогут найти выход из трудного положения, сняв состояние стресса.

Но далеко не всегда у родителей хватает терпения. Бесконечно долгое одевание, обувание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки царапины – вот далеко не полный перечень издержек первой самостоятельности. Куда проще и быстрее самим умыть малыша, причесать, одеть, обуть, накормить. Многие так и поступают, несмотря на крики и протесты своего чада.

Но подавление тяги к самостоятельности неизбежно ведёт к нервности, которая обычно проявляется в форме упрямства и капризности. Немецкие психологи так и прозвали первый криз – «тротцпериод», т.е. период упрямства. Вместо периода «я сам» - тротцпериод. Неутешительная подмена!

Злоупотребление в этот период окриками, одёргиваниями, угрозами, устрашениями, наказаниями нередко приводит к развитию уже прямых нервных расстройств.

Главным в воспитании детей в этом возрасте является побуждение их к заинтересованному изучению окружающего мира, развитию (а не подавлению) воли, самостоятельному принятию решений и к ответственности за их выполнение.

Однако в этом возрасте дети, как правило, чаще ошибаются, чем принимают правильное решение, и неспособны постоянно контролировать свои поступки. Следовательно, внешний контроль должен быть поощряющим. Необходимые ограничения родители должны согласовывать, чтобы не возникало ситуаций, когда отец требует от ребёнка одно, а мать – другое, или кто-то из взрослых выдвигает одно требование, а через какое – то время – другое.

Итак, возраст от года до трёх лет знаменует собой период серьёзных испытаний для родителей и детей. Поддержка и положительные установки родителей могут помочь ребёнку успешно пройти тротцпериод и, преодолев детский нигилизм, стать в дальнейшем человеком самостоятельным и ответственным.

Последствия неправильного воспитания.

Т. П. Симпсон в одной из работ описала четыре пути развития нервных заболеваний, которые возникают в результате подавления тяги ребёнка к самостоятельности.

Первый путь – это открытый протест, открытое сопротивление. В более лёгких случаях развивается негативизм, когда на любое требование или просьбу взрослого, даже приятную для ребёнка, например, съесть конфету, тот отвечает неизменным «нет», «не буду», «не хочу» и т.д. При этом ребёнок нередко заливается слезами, ведь съесть –то конфету хочется, но тяга к отпору, к защите своего «я» перевешивают.

В более тяжёлых случаях может разразиться двигательная аффективная буря, приступ ярости, когда малыш закатывается в крике, вплоть до тошноты, рвоты, ничего вокруг себя не видит и не слышит, часто бросается на пол, бьётся головой, руками и ногами об пол.

Что же в таких случаях делать?

Нет смысла вступать с бунтующим ребёнком в своеобразную дискуссию: пытаться перекричать его, в чём-то убедить, грубо удерживать его движения, наконец, заражаться его яростью и гневом – ни к чему хорошему это не приведёт, пожалуй, только к усилению приступа. Лишь хладнокровие и выдержка помогут вам и ребёнку «отойти», успокоиться.

Никогда не давайте ребёнку почувствовать, что в результате приступа он может что-то выиграть. Если он впал в ярость, потому что ему не позволили гулять, не позволяйте этого и после приступа. Если же, наоборот, перед приступом вы собирались на прогулку, то, как только приступ пройдёт, отправляйтесь гулять. В конце концов, если приступы не дают ребёнку никаких привилегий, никаких послаблений, они прекращаются.

Если же этого не происходит, ярость и гнев начинают включаться в структуру развивающейся личности. Из таких детей вырастают нередко аффективно – неустойчивые люди.

Ничуть не легче и тем детям, которых родители держат в ежовых рукавицах. И уж, конечно совсем плохо тем детям, чьи родители в ранг высшей педагогической мудрости возвели физическое наказание.

Такая «педагогика» постепенно расшатывает нервную систему ребёнка, истощает компенсаторные свойства, нарушает нормальную работу коры головного мозга, т.е. создаёт благоприятную почву для нервного срыва.

Второй путь. Взрываются, протестуют обычно дети с сильным типом высшей нервной деятельности. Слабый тип такой «привилегии» не имеет, детей этих буквально раздавливает семейный пресс. Они становятся послушными, но и …подавленными, запуганными, вялыми, робкими, слезливыми, безынициативными, не уверенными в своих силах, у них легко развиваются различные страхи.

Третий путь.  Это путь регресса к более ранним фазам развития. Из конфликтной эпохи своей жизни ребёнок идёт назад, к периоду, когда благодаря своей беспомощности он был силён и подчинял себе окружающих. Этот путь отступления на старые позиции знаменуется стремлением быть как бы более маленьким - путём отказа от приобретённых самостоятельных навыков еды, одевания, опрятности и т.д. В играх ребёнок перестаёт проявлять инициативу, говорит, лепеча, будто дитя, только начинающее овладевать речью.

Что делать?

Тут может выручить только хладнокровие, выдержка и любовь родителей. В противоположных случаях, когда подобная истерическая реакция подкрепляется и в дальнейшем неправильным воспитанием, «ежовыми рукавицами», происходит невротическое формирование личности по истерическому типу. Поэтому при появлении у ребёнка симптомов снижения приобретённого им жизненного опыта необходимо срочно обращаться к специалистам и коренным образом перестраивать тактику и стратегию воспитания.

Четвёртый путь – это уход из конфликтной реальности. Дети возвращаются к давно изжитому влечению играть со своим телом, раскачиваться корпусом, трясти головой, сосать палец, онанировать. В отличие от третьего пути они не переходят в своём развитии на порядок ниже, а приобретают склонность фантазировать и мечтать. В их мечтах нередко господствуют, а затем и реализуются те влечения, на пути осуществления которых взрослые ставили, казалось бы, непреодолимые преграды.

Именно у таких детей развивается обычно, как выражаются медики, аутическая личность.

Нередко симптомы отгороженности свидетельствуют о приближении серьёзного психического заболевания.

Итак, как вы, уважаемые родители, убедились, удерживать ребёнка в его тяге к независимости и самостоятельности – значит деформировать его личность. Однако капризов, упрямства и нервности маленького человека можно избежать, если в пределах разумного дать ему возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимает массу времени, но не пропадает даром, окупится сторицей, когда ребёнок обучится умываться, одеваться, и т.д. и …оставаться самим собой, а не превращаться в некий невротический аналог.

При условии хорошо организованной среды, как показали наблюдения, этот период возникнув у нормального ребёнка в эпоху его возрастного криза, протекает довольно мягко и является ступенью для подъёма маленького человека на более высокую фазу развития.

Поиск

Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 70 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сайт

Наш обновленный сайт уже запущен в работу. Постепенно мы наполняем его рабочими материалами.

Мы стремимся быть максимально полезными и прилагаем все свои усилия, чтобы донести информацию о жизни нашего центра в самом полном и интересном формате. Мы открыты для сотрудничества и ждем вас на страницах сайта и на наших мероприятиях.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Е

Н

И

Я