Get Adobe Flash player

Кабинет логопеда

Почему заговорить бывает трудно

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но если до 2 – 2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреть к малышу и попытаться ему помочь заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчит. Ведь задержки активных слов могут совершенно различными. Попытаемся рассмотреть типичные варианты речевых трудностей у детей 2 –3 лет.

Детские слова - могут препятствовать развитию нормальной человеческой речи.

Причина употребления специфических детских слов, типа «бу-бу» (тапочки), «лю-ка» (кровать), «ня-ка» (шапочка) кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией (движением производящих речь органов). Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания произносимого слова.

И поэтому взрослые должны неукоснительно соблюдать одно правило: не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», то есть не говорить с ребенком с помощью различных «бу-бу» и «ням-ням», а стараться постоянно привлекать его внимание к звукопроизносительной стороне речи.

Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Попытки ребёнка сказать слова четче -  забавны, а усилия вместе с тем требуются огромные. И не всегда быстры результаты. Согласно принятым возрастным нормам дефекты в произносительной стороне речи считаются возможными до пяти лет. Тут уж главное запастись терпением, со временем при правильном воспитании неточное произношение устраняется, само собой.

Задержка речи на стадии называния отдельных предметов. Например, речь Любы Т. (3 года) надолго задержалась на стадии называния предметов. Девочка много и без причины капризничала, не выполняла простые просьбы взрослого («иди сюда», «садись», «пойдём» и т.д.). Родители даже считали её слабо слышащей. Общество сверстников её не радовало.  Девочка предпочитала занятия, не требующие контакта с людьми. Особенно её увлекали игры с названием предметов. Вместо предметных действий и общения с окружающими ребёнок с упоением повторял названия различных предметов за взрослым, и в эти минуты улучшалось её самочувствие, появлялось стремление к общению со взрослым.

По – видимому, ребёнок уже давно испытывал потребность в использовании речи, но слово, не включённое во взаимодействие с окружающими, активным стать не могло. Дело в том, что окружающие Любу взрослые ограничивали своё речевоё общение с девочкой называнием знакомых предметов, полагая, что, зная их названия, ребёнок заговорит. В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребёнка.

♦ Во – первых, включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом.

♦ Во – вторых, нужно организовать сотрудничество с ребёнком по типу «давай вместе…».

♦ В -  третьих, как можно больше говорить с ребёнком, читать ему книжки.

Задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослым: общение малыша со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово является как бы лишним, потому что и так всё понятно.

Для возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом, значение и особенности которого мы уже отмечали выше.

КПН Ветрова В. В.

КПН Смирнова Е.О.

Поиск

Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 104 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сайт

Наш обновленный сайт уже запущен в работу. Постепенно мы наполняем его рабочими материалами.

Мы стремимся быть максимально полезными и прилагаем все свои усилия, чтобы донести информацию о жизни нашего центра в самом полном и интересном формате. Мы открыты для сотрудничества и ждем вас на страницах сайта и на наших мероприятиях.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Е

Н

И

Я